ГОСТ 24408-80
Группа T51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
ПРАВИЛА СДАЧИ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
И ВЫДАЧИ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ
Общие требования
Maintenance and repair system of building machinery.
Rules of passing to and receiving from overhaul machines
and their components. General requirements
Дата введения 1982-01-01
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. N 5033
ПРОВЕРЕН в 1984 г.
ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1985 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июле 1984 г. (ИУС 11-84).
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к строительным машинам (далее - машины) и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее - ремонт) и выдаваемым из ремонта, а также порядок сдачи их в ремонт и выдачи из ремонта.
Стандарт не распространяется на железнодорожные краны и плавучие земснаряды и землесосы.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Сдача в ремонт машин и их составных частей и выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 19504-74, настоящего стандарта и стандартов на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта машин отдельных видов.
1.2. Сельскохозяйственные тракторы, включая тракторы, на базе которых созданы машины, сдают в ремонт и выдают из ремонта в соответствии с требованиями ГОСТ 18524-80, а дизельные двигатели тракторного типа, применяемые на машинах по ГОСТ 18523-79. При этом гарантии, установленные ГОСТ 18524-80, не распространяются на строительные машины, созданные на базе тракторов.
1.3. Автомобили, на шасси которых созданы машины, и двигатели автомобильного типа, применяемые на машинах, сдают в первый ремонт в соответствии с требованиями ГОСТ 18506-73, выдают из ремонта по ГОСТ 22581-77 первой комплектностью, установленной ГОСТ 18505-73 (кроме запасного колеса). Сдачу их в последующие ремонты и выдачу из ремонта производят согласно нормативно-технической документации, утверждаемой в установленном порядке.
1.4. При первом ремонте машин не допускается обезличивать их базовые детали. Перечень необезличиваемых базовых деталей приводят в технических условиях на ремонт соответствующих машин.
1.5. Составные части сдают в ремонт для последующего их использования при различных видах ремонта машин агрегатным методом в условиях эксплуатации.
1.6. Хранение машин (составных частей), ожидающих ремонта, - в соответствии с требованиями ГОСТ 25646-83 и эксплуатационных документов на машины конкретных марок.
Хранение машин (составных частей), выдаваемых из ремонта, - в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ремонтных документов на машины конкретных марок.
Подготовка к транспортированию машин (составных частей) в ремонт или из ремонта транспортом любого вида - в соответствии с требованиями настоящего стандарта, эксплуатационных и ремонтных документов на машины конкретных марок и с правилами, действующими на транспорте соответствующего вида.
1.7. Допускается сдавать в ремонт и выдавать из ремонта машины без огнетушителя, средств индивидуальной защиты, питьевого бачка, напольного коврика, светозащитного козырька и других составных частей, перечень которых устанавливается в отраслевой нормативно-технической документации.
1.6, 1.7. (Введены дополнительно, Изм. N 1).
2.1. В ремонт разрешается сдавать машины, выработавшие установленный нормативно-технической документацией ресурс до первого или очередного ремонта и достигшие предельного состояния.
Критерии предельного состояния машин конкретных марок и их составных частей устанавливаются соответствующей нормативно-технической документацией.
Допускается сдавать в ремонт машины, не выработавшие ресурс, установленный нормативно-технической документацией, но достигшие предельного состояния, а также в случае аварийных повреждений. В первом случае заказчик совместно с представителем незаинтересованной организации составляет акт о техническом состоянии машины, в котором указывает причину неполной выработки ресурса, а во втором - аварийный акт.
Акты направляют вышестоящей организации по подчиненности.
Если причиной неполной выработки ресурса явилось несовершенство конструкции машины или низкое качество ее изготовления, в составлении технического акта должны принимать участие соответственно представители разработчика и изготовителя машины.
Номенклатуру машин, на которые составляют технический акт с участием разработчика (изготовителя), определяют по согласованию между министерством-изготовителем и основным потребителем.
В техническом акте указывают номер машины по системе нумерации предприятия-изготовителя, ее наработку с начала эксплуатации или от капитального ремонта и причины неполной выработки ресурса. Копии технических актов направляют предприятию-изготовителю, головной организации разработчика, головной организации потребителя, занимающейся оценкой качества машин.
Примечание. Порядок направления в ремонт импортных машин, не выработавших ресурс вследствие несовершенства конструкции, определяется отраслевой нормативно-технической документацией.
2.2. Машины, сдаваемые в ремонт, должны быть полностью укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией, за исключением инструмента, и иметь один вид рабочего оборудования.
Все сборочные единицы, детали и приборы должны быть закреплены, как это предусмотрено конструкцией машины.
Машины на пневмоколесном и автомобильном ходу сдают в ремонт с укомплектованными колесами, кроме запасного с накачанными и годными к эксплуатации шинами. Машины, конструкцией которых предусмотрено применение аккумуляторных батарей, сдают в ремонт с годными к эксплуатации аккумуляторными батареями.
Допускается для машин, сдаваемых в ремонт, отсутствие до 10% крепежных деталей (болтов, гаек, винтов, шплинтов) от их числа, предусмотренного конструкторской документацией, и отдельных мелких деталей (крышек баков и радиаторов, дверных ручек, запоров капотов, головок рычагов управления).
Комплектность составных частей машин, сдаваемых в ремонт отдельно, должна соответствовать требованиям отраслевой нормативно-технической документации по агрегатному методу ремонта машин.
2.1, 2.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.3. Машины и их составные части, сдаваемые в ремонт, должны быть очищены заказчиком от загрязнений, наружные неокрашиваемые поверхности (штоки гидроцилиндров, пневмоцилиндров и др.) покрыты консервирующей смазкой, отверстия внутренних полостей сборочных единиц (впускные и выпускные каналы двигателей, гидронасосов, гидромоторов и др.) закрыты.
У машин, направляемых в ремонт автомобильным, железнодорожным или водным транспортом, должны быть слиты охлаждающая жидкость и топливо, кабина и капот опломбированы.
Допускается снятие с машины отдельных сборочных единиц и деталей (фары, рычаги, щетки стеклоочистителей и др.). Снятые сборочные единицы и детали должны быть упакованы в ящики. На них должна быть составлена опись. Форма описи приведена в рекомендуемом приложении 1.
Из картеров составных частей машин, сдаваемых в ремонт отдельно, должно быть слито масло.
2.4. Машины и их составные части не принимают в ремонт при наличии:
несоответствия комплектности требованиям пп. 1.2, 1.3 и 2.2;
неустранимых дефектов базовых деталей, указанных в нормативно-технической документации;
сборочных единиц и деталей, отремонтированных способом, исключающим возможность последующего их использования или ремонта (сварка вместо предусмотренного крепления болтами и т.п.).
Машины (составные части) не принимают в ремонт также при отсутствии документации, которая должна направляться вместе с ними или при неправильном ее оформлении.
Машины с дефектами базовых деталей, устранение которых не предусмотрено действующей нормативно-технической документацией, а также с дефектами, возникшими в результате аварии, могут быть приняты в ремонт по соглашению между заказчиком и исполнителем.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.1. Вместе с машиной заказчик направляет исполнителю:
а) формуляр или паспорт машины предприятия-изготовителя;
б) аварийный акт, если машину направляют в ремонт, вследствие аварии;
в) акт о техническом состоянии, если в ремонт направляют машину, не выработавшую ресурс.
При сдаче в ремонт отдельной составной части заказчик направляет паспорт (если он предусмотрен предприятием-изготовителем), а при его отсутствии - справку о ее техническом состоянии. Форма справки приведена в рекомендуемом приложении 2. При одновременной отправке нескольких составных частей в одном упаковочном месте на них составляют опись. Форма описи приведена в рекомендуемом приложении 1.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2. Документация, отправляемая вместе с машинами или составными частями, должна быть упакована заказчиком в пакет из водонепроницаемой бумаги или полиэтиленовой пленки, закреплена и опломбирована на пульте управления машины или на составной части, если ее направляют в ремонт отдельно.
3.3. При приемке поступившей в ремонт машины или составной части исполнитель проверяет:
а) комплектность машины (составной части) внешним осмотром;
б) техническое состояние машины (составной части) внешним осмотром, при помощи средств технической диагностики или путем разборки отдельных составных частей (сборочных единиц);
в) наличие документации в соответствии с требованиями п. 3.1 и правильность оформления формуляра (паспорта).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.4. На принятую в ремонт машину или составную часть исполнитель составляет акт. Форма акта приведена в рекомендуемом приложении 1 к ГОСТ 19504-74.
4.1. Отремонтированные машины (составные части) должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации на их ремонт, разработанной в соответствии с ГОСТ 2.602-68. Показатели назначения, эргономики, технологичности, надежности (кроме послеремонтного ресурса), транспортабельности и безопасности отремонтированных машин (составных частей) должны быть на уровне новых машин (составных частей). Показатели послеремонтного ресурса машин устанавливают в стандартах на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта или в технических условиях на ремонт конкретных видов машин.
4 2. Каждая отремонтированная машина и составная часть должны быть испытаны в соответствии с техническими условиями на их ремонт, приняты службой технического контроля исполнителя, в формуляре (паспорте) машины (составной части) должна быть произведена запись о проведенном ремонте, а на составную часть, не имеющую паспорта, нанесено клеймо службы технического контроля.
4.3. Приемо-сдаточные испытания отремонтированных машин (составных частей) должны производиться с учетом требований ГОСТ 24826-81 и соответствующих документов на конкретные виды машин.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.4. Счетчик учета наработки при его монтаже на машину должен быть установлен исполнителем на начало отсчета и опломбирован.
4.5. Отремонтированная машина должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.011-75. На машине исполнителем должны быть восстановлены все надписи, предусмотренные конструкторской документацией на новую машину, в том числе табличка предприятия-изготовителя при ее повреждении.
4.6. На отремонтированной машине исполнитель должен закрепить табличку, соответствующую требованиям ГОСТ 12969-67 и содержащую следующие данные:
а) наименование и товарный знак ремонтного предприятия;
б) наименование и индекс (марку) машины;
в) год и месяц проведения ремонта;
г) обозначение технических условий, в соответствии с которыми выполнен ремонт.
4.7. К отремонтированной составной части исполнитель должен прикрепить этикетку размером 60х40 мм, указав на ней следующие данные:
а) наименование и товарный знак ремонтного предприятия;
б) наименование составной части;
в) наименование и индекс (марку) машины, на которой ее устанавливают;
г) штамп ОТК;
д) год и месяц проведения ремонта;
е) обозначение технических условий, в соответствии с которыми выполнен ремонт.
4.8. Отремонтированные машины должны быть полностью заправлены маслами (смазками) и рабочей жидкостью, в соответствии с требованиями, указанными в инструкции по эксплуатации.
Кроме того, машина, отправляемая заказчику своим ходом, должна быть заправлена топливом в объеме, согласованном с заказчиком с учетом обязательной возможности передвижения машин до ближайшего пункта заправки топливо-смазочными материалами.
Составные части машин, выдаваемые из ремонта отдельно, должны быть полностью заправлены смазкой, кроме жидкой смазки картеров.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.9. Кабина и капот машины, отправляемой после ремонта заказчику автомобильным, железнодорожным и водным транспортом, должны быть опломбированы. Давление в шинах у машин на пневмоколесном или автомобильном ходу должно быть снижено до 70-80% от номинального. Документация упакована и опломбирована согласно требованиям п. 3.2.
4.10. Машина, отправляемая заказчику после ремонта транспортом любого вида, должна быть подвергнута исполнителем консервации. Вид консервации должен соответствовать ремонтным документам на машины конкретных марок в зависимости от срока хранения (включая время транспортирования).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.11. Гидромоторы, гидронасосы, распределители, гидроцилиндры, электрооборудование, компрессоры и радиаторы перед отправкой заказчику после ремонта должны быть упакованы исполнителем в деревянные ящики, изготовленные по технической документации, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ 16536-78, ГОСТ 2991-76.
4.12. Стрелы, рукояти, ходовые тележки, передние и задние мосты, лебедки, редукторы после ремонта транстортируют без упаковки.
4.13. Комплектность выдаваемых из ремонта машин должна соответствовать конструкторской документации предприятия-изготовителя (без комплекта ЗИП).
Примечание. Допускается отсутствие некоторых мелких составных частей машины, которые не были представлены заказчиком при сдаче машины в ремонт в соответствии с п. 1.7.
Комплектность составных частей, выдаваемых из ремонта отдельно, должна соответствовать требованиям отраслевой нормативно-технической документации по агрегатному методу ремонта машин.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
5.1. Выдачу машин и составных частей из ремонта оформляют актом. Форма акта на выдачу машин из ремонта приведена в рекомендуемом приложении 2 к ГОСТ 19504-74.
5.2. К выдаваемой из ремонта машине исполнитель должен прилагать:
формуляр (паспорт) машины предприятия-изготовителя с соответствующими записями в нем о проведенном ремонте, а для грузоподъемных машин и компрессоров записью о первом техническом освидетельствовании;
акт на выдачу машины (составной части) из ремонта;
паспорта отдельных составных частей, представленные заказчиком с машиной;
документ о консервации и упаковке машины (составной части) - по ГОСТ 2.601-68 (при транспортировании заказчику).
К составной части, выдаваемой из ремонта отдельно, исполнитель должен прилагать паспорт (если он представлен заказчиком).
Примечание. Допускается вместо документа о консервации и упаковке выполнять соответствующие записи в формуляре (паспорте) машины (составной части).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.3. Получая машину (составную часть) из ремонта, заказчик проверяет:
наличие формуляра (паспорта) и записей в нем о проведенном ремонте и первом послеремонтном техническом освидетельствовании машин, техническое состояние которых контролирует Госгортехнадзор;
комплектность и техническое состояние машины (составной части);
правильность оформления акта на выдачу машины (составной части) из ремонта.
6.1. Исполнитель должен гарантировать соответствие качества отремонтированной машины (составной части) требованиям нормативно-технической документации на ее ремонт при соблюдении правил эксплуатации машины (составной части).
6.2. Конкретные значения гарантийных сроков и наработок машин устанавливают в стандартах на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта конкретных видов машин или в другой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке и указываются исполнителем в акте на выдачу их из ремонта.
6.3. Гарантийный срок исчисляют с момента получения отремонтированной машины (составной части) заказчиком, а гарантийную наработку - с момента ввода отремонтированной машины (составной части) в эксплуатацию. Показания счетчика до начала эксплуатации должны быть занесены в формуляр (паспорт) заказчиком.
6.4. Если в период гарантийного срока машина (составная часть) находилась в ремонте по вине исполнителя, то гарантийный срок продлевают на продолжительность простоя машины (составной части) в ремонте, о чем исполнитель производит соответствующую запись в формуляре (паспорте).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
ОПИСЬ N ____________ упакованных составных частей машины, направляемых
в ремонт |
|
______________________________________________________________________________________
(наименование, тип, марка и номер машины по системе нумерации
______________________________________________________________________________________
| в ремонт | (ненужное зачеркнуть) |
______________________________________________________________________________________
(наименование владельца машины)
______________________________________________________________________________________
(наименование ремонтного предприятия)
Составные части сняты, проверены, покрыты предохраняющей от коррозии смазкой и упакованы в _________________________________________________________________________________________
(наименование упаковки и число мест)
Копия описи вложена в ящик N ______________
Перечень и число составных частей, упакованных в ящике (ящиках)
|
|
|
|
Подпись (должность и фамилия) ________________________
Дата ________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
_________________________________________________________________________
(наименование и подчиненность эксплуатационного предприятия)
СПРАВКА
о техническом состоянии составных частей, сдаваемых в ремонт
"_____" _________________ 19____ г.
Настоящей подтверждается, что составные части, наименование и число которых приведены в перечне, после снятия с эксплуатации и перед отправкой в капитальный ремонт подсборке негодными деталями не подвергались, соответствуют требованиям стандарта на сдачу в капитальный ремонт строительных машин и их составных частей
|
|
|
|
|
|
Руководитель предприятия | _____________________ (подпись) |
Механик предприятия | _____________________ (подпись) |